2024 год. Италия: Кампания, Базиликата, Апулия. Часть 7.
Италия: Монополи. Полиньяно-а-Маре. Кастель-дель-Монте.
Апулия – земля солнца и моря, "каблук" итальянского "сапога", пронизывающий Средиземноморье. На востоке Апулию омывает Адриатическое море, а на западе Ионическое.
Город Монополи возвышается вдоль побережья Адриатического моря с населением 47 768 чел.
Монополи (итал. Monopoli)
После нашего поспешного бегства с города Лечче настроение было такоесебе. Но стоило заехать в город Монополи, я сразу поняла, что мне уже всё нравится. Забронированные апартаменты casa Dea 31 находятся на тихой улице, недалеко от исторического центра. Именно тишину впоследствии мы и оценили, так как оказалось, что в Монополи довольно таки весёленькая ночная жизнь. Квартира очень понравилась, чистая, уютная, кухня с необходимой посудой, выпечка, сладости, чай, кофе были предоставлены.
Немного прихорошившись, насколько это было возможным, отправились покорять Старый город. Знакомство с «белыми» апулийскими городками проходит, почти у всех, по одной схеме: здесь не ищут серьёзных достопримечательностей и музеев, здесь просто гуляют и проникаются атмосферой южной Италии.
Тёплый летний вечер, открыты все лавки, магазины, кафе. Главная площадь города многолюдная, везде играет музыка. Казалось, в Монополи никто не сидит вечером дома у телевизора.
И повсюду, в каждом квартале, не только в исторической части, непременно натыкаешься на какую-нибудь церковь. Итальянские города вообще отличаются изрядным количеством храмов, но именно Монополи превзошёл в этом всех своих соседей. В Апулии его называют «городом тысячи церквей».
Собор Святой Марии Амальфитанской был построен в 1107 году в романском стиле, полностью перестроен в 18 веке в барочном стиле.
Площадь перед собором выглядит очень величественно и одновременно уютно, благодаря необычному сооружению высотой 33 метра, примыкающему к собору слева от главного входа. Это строение называется просто Стеной, или Фасадом. Его возвели в 1786 году, для защиты церковного двора от ветров, дующих с гор и с моря. 10 статуй святых, установленных в нишах Стены-Фасада, придают ему особую торжественность.
Обо всех церквях я писать не буду, но всё же на одну хочу обратить внимание. Церковь Санта-Мария-дель-Суффраджо, также известная, как Ла-Кьеза-дель-Пургаторио («Церковь Чистилища»)
Построенное в 1687 году непритязательное сооружение имеет необычные изображения, встречающие посетителя в дверном проеме.
По примеру людей, из любопытства заглянули в окно церкви. И увидели крипту, где находятся мумии восьми членов Братства, стоящие в стеклянной витрине, одетые в черные одежды, окаймленные красными языками пламени, символизирующими чистилище. Мумии датируются 18-м и 19-м веками. В ногах каждой мумии закреплена старинная табличка с именем и датой смерти.
Также в одном из саркофагов находится мумия девочки в оборчатом белом платье — Плаутиллы Инделли, скончавшейся в возрасте двух лет. В отличие от мумий монахов, Плаутилла сохранилась благодаря химическому бальзамированию. Именно на пожертвования семьи Инделли и была построена эта часовня-крипта, что объясняет нахождение мумии ребенка среди членов Братства.
Читала, что местные жители любят рассказывать истории, как будто ночами по улочке (куда выходят окна крипты) бродят зловещие тени и исчезают в стенах церкви. Столетие назад горожане вообще старались не ходить здесь в тёмное время суток.
Поспешили уйти подальше от этого жуткого места. Лучше уж созерцать море. Идем на набережную, где можно увидеть стену, которая окружает город.
Ночное море окутано таинственной тишиной, нарушаемой лишь мягким шепотом волн, которые с нежностью и силой одновременно, бьются о древние стены. В этом ночном танце природы и истории есть что-то завораживающее. Волны шепчут свои истории крепости, а она, в свою очередь, делится с ними своими секретами. Это вечное общение продолжается веками, создавая неповторимую атмосферу, где время словно остановилось.
Виды на город со стороны моря не менее прекрасны.
Белоснежная городская набережная, которая фактически является верхней частью бывшей оборонительной стены, тянется до самого замка - Castello Carlo V, построен в 1545 году.
Этот небольшой замок, в форме пятиугольника, стоит на мысе и благодаря своему стратегическому расположению, имеет прекрасный обзор, как в сторону моря, так и города.
Рыбацкая гавань. Кажется, многие прошедшие века совсем не изменили её облик. Удобная бухточка, прозрачная вода и очень старые стены. В Средневековье через Монополи лежал путь на восток. Этот порт, должно быть, до сих пор помнит толпы торговцев, паломников и крестоносцев.
Здесь же - Палаццо Мартинелли — красивый особняк XVIII века. Замечательный эффект производит его псевдовенецианская лоджия с восемью стрельчатыми арками и балконом с балюстрадами, выполненная в неоготическом стиле, построенная на трех арках.
На крепостной стене есть небольшой барельеф, сделанный в память о трагедии, случившейся недалеко от Монополи. Речь идёт о кораблекрушении, которое потерпел на рассвете 28 августа 1971 года греческий корабль Heleanna. Местные жители тогда приняли добровольное участие в спасательной операции, на лодках плыли к месту крушения, вытаскивали из воды тонущих, а потом забирали их в собственные дома и выхаживали. Это многое говорит о характере горожан, простых людей с большим сердцем, совершивших не пафосный, но очень значимый подвиг. За это Монополи был награждён серебряной медалью «За гражданскую доблесть».
Когда гуляешь по переулкам старого города не покидает ощущение, что это вовсе и не улица, а коридоры какого-то помещения. Между довольно высокими стенами смыкаются арки, словно потолок. И под ногами не привычный асфальт, а плитка, больше напоминающая каменный гладкий пол.
Монополи, действительно, какой-то неповторимый, обладающий особой притягательной силой, манящий поскорее вернуться и заблудиться внутри белостенных узких улиц. Город затянул нас в свой лабиринт, закружил в старинных белых улочках, где шершавые стены, истертые плиты мостовой, узкие переулки и дворики-колодцы хранят древнюю историю, создавая удивительное, неповторимое настроение.
Но настоящий кайф я получила от концерта, который проходил на одной из площадей города. Это было круто. Живая музыка, голосища у исполнителей, до мурашек на коже. Мелодии, от которых не сидится на месте, хотелось пуститься в пляс, присоединиться к танцующим. Трубы... Их звук то громкий и торжественный, то мягкий и мелодичный. Просто гамма эмоций: от радости и триумфа до грусти и ностальгии. Как же здорово!!!
Было уже за полночь, когда, наконец, добрались до отеля. Приняли душ, рухнули на старинное ложе и лишились чувств.
Полинья́но-а-Ма́ре (итал. Polignano a Mare)
Утром особо не торопились, следующая цель находилась в 15 минутах езды от Монополи. Конечно же можно было ещё задержаться в Монополи, посетить два десятка церквей, музеев, палаццо, замок, но отпускных дней не так уж много, а увидеть хочется по максимуму.
В Полиньяно-а-Маре приехали, когда солнце уже было высоко над головой и нормально так припекало. Город этот называют «жемчужиной Адриатики», а по запросу в гугле "Полиньяно-а-Маре", в первую очередь выдаст вот эти картинки.
Берем купальники, идём на пляж. Кстати, пляжи Полиньяно из года в год попадают в список лучших пляжей Европы. Интересная конфигурация берега, высокие скалы, поднимающиеся из воды, множество заливчиков придают побережью Полиньяно чрезвычайно живописный вид.
Лама Моначиле - самый известный и фотографируемый пляж. Чистейшая вода омывает гладкую белую гальку в бухте, окружённой неправдоподобно красивыми морскими пещерами и скалами. Вверху, на скале, виднеются домики старинного города.
Искупались, отдохнули, насмотрелись на красоты и людей и отправились в город. Были попытки, в коим то веке, сделать селфи на мосту. Но с моим умением или руками, у которых тазобедренная локализация, ждать профессионального результата не приходится. Смеюсь до сих пор с этого снимка. Не покажу. Лучше любоваться видами этого прекрасного места.
Грот Палаццезе, с видом на море, образовался в известковой скале из-за эрозионных процессов. Раньше его называли «Дворцовым гротом», так как он принадлежал феодалу, и здесь устраивались балы, на который приглашался весь высший свет Полиньяно. Попасть в пещеру можно как с моря, причалив к ней на лодке, так и с суши, пройдя по узкой лесенке, прорубленной в скале. Теперь это один из лучших ресторанов города - Ristorante Grotta Palazzese.
Полиньяно-а-Маре имеет богатую историю, уходящую корнями в глубокую древность. Он был заселен греками, а затем римлянами, которые назвали его "Неаполис" (Новый город). Средневековые улицы и архитектура города отражают его долгое и красочное прошлое.
Один из главных памятников культуры - церковь Матриче, посвященная Святому Виту, покровителю города. Эта церковь была построена в 13 веке, а ее интерьер богато украшен фресками и скульптурами.
Прогуливаясь по центральным пешеходным улицам и площадям, постоянно натыкались на смотровые площадки-балконы, нависающие прямо над морем. Таких обзорных террас здесь несколько, и они также являются одной из визитных карточек Полиньяно. Снимков, конечно же, мильйон, но опять же, мобильник слабоват, передать всю красоту этого места, и сделать открыточное фото, не особо получилось.
Полиньяно типичный итальянский городок с исторической частью, где просто приятно бродить без особой цели, заходить в магазинчики, осязать запах кофе из кофеен, перекусить за столиком на улице в местной траттории, обращать внимание на декоративные мелочи, то тут то там разбросанные по узким улочкам. У Итальянцев бесконечная тяга к декору и деталям.
Апулия славится своей великолепной кухней, и Полиньяно-а-Маре - не исключение. В городе множество кафешек, ресторанов, где можно попробовать местные деликатесы. Мы же быстренько перекусили в кафешке с осьминогом.
Полиньяно-а-Маре - родина знаменитого итальянского певца Доменико Модуньо, автора песни "Volare". В городе есть статуя певца, которая является популярной туристической достопримечательностью.
От памятника вниз ведут ступеньки на скальный выступ. Здесь более уединённое место, можно позагорать и полюбоваться на бухту с другой стороны.
Каждый итальянский город не забываемый. Полиньяно-а-Маре имеет совершенно потрясающий пляж и великолепные морские виды из старого города. Отличное место чтобы тихо, неспешно провести один-два дня.
Кастель-дель-Монте (итал. Castel del Monte — «замок горы»)
Замок Кастель-дель-Монте привлёк моё внимание после просмотра видео на Ютубе. Заинтриговали слова сказанные в его адрес: необычный, странный, загадочный, мистический. Решили посетить это неординарное и оригинальное строение.
Таинственный каменный восьмиугольник, с могучими угловыми башнями, виден на расстоянии нескольких десятков километров. Где-то пишут, что был построен всего за 1 год (1240-1241), по другой информации - за 10 лет. Но неоспоримо то, что он превзошел все замки, связанные с Фридрихом II Гогенштауфеном, который был королем Сицилии и императором Священной Римской империи.
У императора было много интеллектуальных увлечений и он использовал замок в качестве охотничьего домика, где мог отдохнуть от дворцовой жизни. Позже здание служило как место для проведения праздников, а потом как тюрьма. Это так обычно пишут в путеводителях, а если копнуть глубже, то не всё так просто и толком никто не знает точного предназначения этого сооружения.
Фридрих II был яркой и неординарной личностью, один из самых знаменитых королей 13-го века, под властью которого находились обширные земли как в Германии, так и на юге Европы. Хорошо образованный, владевший многими языками и проявивший незаурядные способности не только в управлении государством, но и в точных науках и литературе. Потому и замок незаурядный, кардинально отличается от строений того времени. Хотя можно предположить, что прообразы будущего Кастель-дель-Монте могли быть позаимствованы Фридрихом II из мусульманского мира, во время его Крестового похода на Святую землю.
Насмотревшись на самые разные замки по всей Европе, этот действительно интригует своим очень необычным видом. Несмотря на то, что Кастель дель Монте имеет вид внушительной крепости, многие историки не считают цитадель замком ввиду её небольших размеров, а также отсутствия необходимых военно-оборонительных элементов, таких как ров, подъемный мост или конюшенные помещения.
За широту познаний в области науки и культуры Фридрих II получил в среде германских гуманистов своего времени прозвище «Чудо Мира». А учитывая его великую страсть к эзотерике, в замке неслучайно присутствует астрономический, географический и геометрический смысловой подтекст, тщательно интегрированный во всё сооружение.
В плане, основание Кастель дель Монте имеет восьмиугольную форму, которая чрезвычайно символична. Число 8, как перевёрнутый знак бесконечности, с давних времён считается божественным и магическим символом союза между Всевышним и человеком, олицетворяющим гармонию, стабильность и правосудие.
Стены замка образуют правильный восьмиугольник, с восьмиугольными башнями, по восемь комнат на каждом этаже, и внутренним восьмиугольным внутренним двором. К тому же, предполагается, что когда-то во дворе замка был даже восьмиугольный бассейн, очевидно символично представлявший Святой Грааль.
Если во дворе замка поднять голову и посмотреть на небо: оно будет восьмиугольное:)
Поскольку замок богат на математическую и астрономическую символику, существует невероятная гипотеза о том, что он был астрологическим прибором. В пользу этого говорят нетривиальные астрономические эффекты, связанные с конструкцией замка. Так, в залах второго этажа равномерное освещение возникает два раза в сутки в течение всего года, тогда как нижние залы освещены одинаково только в дни летнего и зимнего солнцестояния. Таким образом, верхний этаж можно рассматривать как гигантские солнечные часы, а нижний - как своеобразный календарь.
Популярна версия о том, что Кастель-дель-Монте мог быть охотничьим замком. Известно, что Фридрих II был большим любителем соколиной охоты и даже написал на эту тему популярный трактат, сохранившийся до наших дней. Окрестности же замка во времена Фридриха II были покрыты густым лесом, где водилось множество диких зверей и птиц. При этом комнаты замка могли вполне разместить многочисленную свиту короля и его гостей.
Фридрих II в своих южно-итальянских владениях реконструировал много старых норманнских замков, строил новые, но именно Кастель-дель-Монте стал как бы материальным и духовным наследием этого выдающегося монарха, хранящим его тайные символы и неразгаданные послания потомкам.
После смерти короля в 1250 г. его наследники быстро утратили контроль над государством, а захватившие Сицилийское королевство французы, не заморачиваясь никакими загадками замка, просто сделали из него тюрьму. По иронии истории, в замке-тюрьме провели 18 лет в заключении три внука Фридриха II, представлявших династическую угрозу для французов.
С 18 века, оставленный без присмотра, он систематически опустошался, лишался мрамора и мебели и стал приютом для пастухов, бандитов и политических беженцев.
В 1876 году, перед окончательным разрушением, замок был куплен итальянским государством за сумму в 25 000 лир. Реставрационные работы возобновлялись с преемственностью и научной осторожностью, начиная с 1928 года и вплоть до самых последних вмешательств 1980-х годов.
Благодаря своим уникальным характеристикам ЮНЕСКО включила его в список всемирного наследия человечества в 1996 году.
Сейчас замок в отличном состоянии, но от декора остались лишь отдельные одиночные фрагменты, хотя когда-то он был очень богато украшен. Этот факт, в числе прочих, заставляет многих исследователей отказывать замку в статусе оборонного сооружения.
В трёх из восьми башен расположены винтовые лестницы, соединяющие оба этажа замка.
Это помещение на втором этаже традиционно называется тронным залом, хотя трудно предположить, где именно мог здесь находиться трон. Заметен, однако, изысканный портал вокруг наружного окна.
Удивило наличие в некоторых башнях современно выглядящих смываемых туалетов. Вода в них подавалась из резервуаров, которые размещены на крыше замка и наполнялись дождевой водой.
Конечно же, интересно было пройтись по залам этого необычного сооружения. И как бы информации в интернете о замке, о Фридрихе довольно много, но средневековая крепость тайн, символов и вопросов навсегда сохранит ответы при себе.