2024 год. Италия: Кампания, Базиликата, Апулия. Часть 2.
Италия: Помпеи. Визувий.
От Рима до Помпеи расстояние небольшое, во всяком случае, по привычным нам меркам — всего 239 км.
Мы до Помпеи добирались на поезде, от вокзала Термини в Риме, с пересадкой в Неаполе. В дороге часа два. Даже угостили водичкой и печеньем.
Апартаменты L'Anfiteatro di Pompei B&B в Помпеях сняли почти в центре, в тихом уютном дворике и метров 400 до раскопок. Заселение по WhatsApp. Винченцо был услужлив, и оперативно отвечал на все вопросы. Во дворе растут апельсины, лимоны.
Вечером отправились гулять по городу. Нынешние Помпеи основаны в 1891 году рядом с древнеримским городом, уничтоженным в результате извержения Везувия 79 года. Население - 23800.
Главной достопримечательностью и ориентиром города является храм Мадонна-дель-Розарио (Madonna-del-Rosario) с высокой колокольней. Эта церковь была построена для хранения чудотворного образа Девы Марии Розария в 1901 году и сразу же возведена в ранг папской базилики.
Храм был закрыт, видела фото, внутри всё покрыто фресками, позолоченной лепниной и драгоценным мрамором - красиво.
Прошлись по главной улице. Здесь много кафе, ресторанов и сувенирных магазинчиков. Купили шляпу, перекусили в кафешке, и отправились отдыхать в отель.
По дороге проходили мимо руин Помпеи, вдали виден виновник тех трагических событий - величественный Везувий.
Последний день Помпеи.
Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года н.э (официальная версия) и длилось около суток. Оно привело к гибели трёх городов - Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл. Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки людей находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.
Не знаю как бы сложилась судьба города Помпеи не будь извержения Везувия.
Однако, именно эта катастрофа сохранила для потомков бесценные свидетельства римской жизни того времени. Здания, произведения искусства, артефакты и тела, застывшие навечно, приоткрывают уникальное окно в древний мир. До всех трагических событий, город жил в принципе, как все древнеримские города: строился, воевал, торговал, поклонялся богам, развлекался.
Беспечный жил народ в счастливом городке:
Любил он красоту и дольней жизни сладость;
Была в его душе младенческая радость.
Венчанный гроздьями и с чашею в руке,
Смеялся медный фавн, и украшали стену
То хороводы муз, то пляшущий кентавр.
В те дни умели жить и жизни знали цену:
Пенатов бронзовых скрывал поникший лавр.
Это был шумный город с населением 20 000 человек, который имел около 100 улиц и сложную систему водоснабжения. Почти на каждом перекрестке имелись фонтаны. Вдоль прямых, мощенных камнем улиц строились дома, которые отличались большим многообразием, театры, храмы, термы, торговые ряды, шикарные виллы.
В уютных домиках всё радовало чувство.
Начертан был рукой художника узор
Домашней утвари и кухонных амфор;
У древних даже в том — великое искусство,
Как столик мраморный поддерживает Гриф
Когтистой лапою, свой острый клюв склонив.
Их бани вознеслись, как царские чертоги,
Во храмах мирные, смеющиеся боги
Взирают на толпу, и приглашает всех
К беспечной радости их благодатный смех.
Но смерть и к ним пришла: под огненным дождем,
На город падавшим, под грозной тучей пепла
Толпа от ужаса безумного ослепла:
Отрады человек не находил ни в чем.
Теряя с жизнью всё, в своих богов на веря,
Он молча умирал, беспомощнее зверя.
Подножья идолов он с воплем обнимал,
Но Олимпийский бог, блаженный и прекрасный,
Облитый заревом, с улыбкой безучастной
На мраморном лице, моленьям не внимал.
И гибло жалкое, беспомощное племя:
Торжествовала смерть, остановилось время....
Это легендарная картина Карла Брюллова "Последний день Помпеи", которую он написал в 1833 году, под впечатлением от увиденного, будучи на раскопках в Помпеях.
Я помню в детстве, у нас дома появилась репродукция этой картины и мне, впечатлительному ребёнку, было страшно от этого изображения. Я жутко боялась вулканов, и только в школе объяснили, что у нас не может быть никакого извержения, поскольку даже гор в нашей местности не наблюдается. Позже, много читала о Помпеях, о раскопках, и появилось желание увидеть всё своими глазами.
И вот мы стоим у ворот города-музея Помпеи, который внесен в Список Всемирного наследия Юнеско.
Над городом века неслышно протекли,
И царства рушились; но пеплом сохраненный,
Доныне он лежит, как труп непогребенный,
Среди безрадостной и выжженной земли.
Об извержении Визувия, об исторических Помпеях, об каждой улочке, о каждом доме и каждой фреске информации воз и маленькая тележка, интернет просто набит всевозможными данными и очередными сенсационными находками в этом регионе. Сам древний город теперь имеет название улиц, площадей, домов. Обо всём этом можно почитать хотя бы в Википедии. Множество туристов со всего мира посещают Помпеи, потому переписывать данные нет смысла. Я лучше свои фото разбавлю немножко информацией непосредственно о самом процессе раскопок.
Очень много статей о том, что Город мёртвых обнаружили чисто случайно в начале 17 века. Но есть задокументированные сведения, что отдельные здания Помпей после извержения выступали над поверхностью земли: «Мы подходили к городу, и уже виднелись его башни, дома, театры и храмы, не тронутые веками». Потому непонятна недогадливость и бездействие ученых того времени.
Люди проникали сквозь каменную толщу издревле и многократно. Раскопки засыпанного города первыми пытались осуществить сами помпеяне. Следующими были воры, пробиравшиеся в дома через разбитые крыши. Уцелевшие перекрытия проламывали, спускались в комнаты и забирали не только утварь, драгоценности и деньги, но и строительные материалы: мрамор, каменные глыбы, колонны. Грабителей явно сопровождала удача, отчего археологи и нашли в Помпеях так мало домашних вещей. Не слишком громоздкие статуи и памятники архитектуры перекочевали в Рим. На форуме от роскошных мраморных построек остались жалкие остатки.
Правда, спустя несколько десятилетий после извержения копать в застывшей лаве стало намного труднее и воровство немного приостановилось. Позже в подземные пустоты наведывались доморощенные исследователи и просто любопытные. Здесь отсиживались разбойники, оставившие в одном из домов кинжал, который привел в замешательство археологов, потому как относился к эпохе Средневековья. Любители благородных металлов работали ломами и заступами, прокладывая путь к верхним этажам и забирая все, что попадалось в руки.
Почему же тогда пишут, что в 18 веке архитектор Доменико Фонтана обнаружил Помпеи "чисто случайно" при строительстве водопровода? А спустя сто лет, опять-таки "по воле случая", некий австрийский вельможа, желая украсить свой новый дворец произведениями античного искусства, выкупил у подножия Везувия участок земли и начал раскопки.
Насытив виллу предметами искусства, он утратил интерес к археологии и продал участок неаполитанскому королю.
Античные предметы уже продавались на всех рынках городов, пока наконец, в 1748 году в Помпеях начинаются работы под руководством испанца Алькубиерре. Надо ли говорить, что долгое время раскопки Помпеев нельзя было считать археологическими. Они, скорее, напоминали грабеж и кладоискательство. Для работы сюда направляли каторжан, а руководили раскопками инженеры или саперы.
Первые раскопки велись закрытым способом: в толще лавы выкапывали глубокие шахты, соединяя их подземными галереями. Люди из команды Алькубиерре, преодолев 15-метровый слой твердого вулканического грунта, прорубали ходы в колодцах шахт, далее подготавливая отверстия для взрывчатки. Варвары просвещенной эпохи проламывали стены и своды зданий; после взрывов рушились перекрытия. Такой подход обеспечивал скорость, но не давал научных результатов. Преследовалась одна только цель – искать предметы искусства, чтобы после ими украшать королевские дворцы. .
Копали без плана; открыв очередной дом или храм, "археологи" грабили его — разбивали на фрагменты мозаичные полы, сбивали со стен фрески, собирали утварь, передавали найденное в музеи, а затем... снова засыпали здания землей или оставляли их на милость солнца, дождей и ветров. Прибавьте к этому откровенное воровство "черных копателей", наводнивших антикварные рынки прекрасными образчиками античного искусства.
Это современная фигура.
30 лет похороненные под толщей вулканического пепла и пемзы города варварски разворовывались практически без какого-либо учёта. Большая часть добытого оставалась в Италии, но многие вещи были проданы за границу. Один из современных ученых справедливо заметил, что кладоискатели Средневековья с их варварским отношением к древностям уничтожили меньше важных предметов и принесли меньше вреда, чем археологи 18 века.
(Форум. Эта площадь являлась центром политической, экономической и религиозной жизни города. Скульптура кентавра также современная)
Более профессиональный подход к делу обнаружил Франческо ля-Вега, возглавлявший раскопки с 1764 года. Прекрасный рисовальщик, всесторонне образованный человек, он аккуратно вел дневник, прилагая к описаниям планы, точные зарисовки со зданий и отдельных предметов. Хотя, по-прежнему главной целью была ежедневная поставка древностей королю.
Пекарни.
Кстати, в «диких» раскопках принимал участие даже управляющий Петра Шереметева, сумевший откопать несколько статуй для графского дворца в Кускове. Владелец знаменитой Ливадии, польский аристократ Потоцкий, будучи поклонником древнего искусства, собирал всякие старинные предметы, приобретая антики в обход закона. Бесценный мраморный саркофаг из помпейского некрополя был куплен за гроши, распилен на куски и тайно вывезен в Крым. Кроме того, один из фонтанов дворца Потоцкого украшала античная статуя с фигурой лежащей нимфы и аллегорическим изображением Гименея. В годы войны фонтан пропал без следа. Найти его не удалось. Но якобы были люди, которые видели его разбитым на кусочки.
С начала 19 века неаполитанский престол занимали представители семейства Бонапарт. Ситуация в Помпеях значительно улучшилась, были увеличены ассигнования и нанято большое количество землекопов. В то время архитектор Мазуа выпустил три тома книги «Les ruines de Pompei», которые до сих пор имеют научное значение, поскольку представленные автором рисунки изображают многое из утраченного позже.
А вот годы руководства итальянского археолога Джузеппе Фиорелли можно считать новой эрой в истории раскопок. Суть его деятельности выражалась фразой «Самое интересное в Помпеях – это сами Помпеи». Ученый руководствовался этим девизом сам и требовал того же от подчиненных. С той поры одинаковую ценность приобретали все обнаруженные вещи, от роскошной виллы до ручки кувшина из убогой таверны. Выдвинутый новым директором принцип, стал аксиомой для последующего поколения. Загубленный катастрофой и варварским отношением изыскателей город начали сохранять для потомков, причем не отдельными частями, а целиком, как единую историко-художественную композицию.
Изобретенный Фиорелли способ заливки пустот гипсом позволял получить прекрасные слепки с истлевших трупов. Отвердевший гипс представлял собой каменную копию погибшего, где с абсолютной точностью передавались черты лица и поза человека в момент смерти. Таким же способом был восстановлен первоначальный облик дверей, кровельных балок, лож, различной деревянной утвари.
Позже археологические работы вышли за рамки примитивного копания, став деятельностью по воссозданию целых городов.
На Новых раскопках вслед за землекопами шла команда реставраторов. Они укрепляли расшатанные элементы, прочно связывали верхние этажи с основаниями, придавали должный вид растрескавшимся и покосившимся стенам, заново штукатурили или ставили на прежние места куски обвалившейся штукатурки; чинили рухнувшие крыши, заделывали дыры, устанавливали перегородки. Если бы раньше был такой Фиорелли, сколько бы ценных артефактов удалось бы сохранить.
После 12 лет кропотливой, систематической работы вместо окаменевшего моря со стенами и верхушками колонн взору зрителей предстал настоящий город. Фиорелли открыл Помпеи широкой публике, в том числе иностранной.
Итальянский археолог сумел сформировать школу, воспитавшую плеяду честных и увлеченных людей, были организованы музеи с находками со всего города.
Раскопки и реставрация идут по сей день. В этом здании как раз и можно наблюдать работу археологов.
В Помпеях, как и в других античных городах, умерших хоронили за чертой города, вдоль дорог, которые шли от крепостных ворот. Самый обширный некрополь Помпей, расположенный за Геркуланскими воротами, получил название Дорога гробниц.
Чрезвычайно важной частью римской культуры были термы, или бани, которые строились с большим размахом. Это было место, где люди не только принимали ванны, здесь комментировали события дня, обсуждали политику, гладиаторов и многое другое. В Помпеях их было несколько. Самые большие, древние и хорошо сохранившиеся Стабиевы термы, построенные в III веке до н.э. Комплекс терм располагался вокруг большого трапециевидного, окружённого колоннами пространства с беговой дорожкой и бассейном. Рядом находились комнаты для натирания маслом. Стены оформлены фантастическими пейзажами, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, сохранились фигуры Зевса, Геракла и Сатира.
Мужские бани имели два входа. Вначале вошедший попадал в раздевалку со сводами, украшенными фресками (амуры, вакханки, трофеи), мраморными сидениями и нишами для хранения одежды. Далее следовали тёплые бани, слева от которого находился зал с бассейном с холодной водой. Затем зал с бассейном горячей воды и ёмкостью с холодной.
Женские бани включали в себя парилку, наподобие сауны. Между банями были печи с холодной, горячей и очень горячей водой.
Популярными в Помпеях были прачечные, насчитывалось их в городе около 30. Сам процес стирки был своеобразным. Как оказывается, прачки перед стиркой замачивали грязное белье в моче, добавляли золу, и мужчины топтали ногами массу, чтобы лучше вывести грязь из белья. Моча была необходима прачкам как чистящее средство, растворяющее жир и грязь, другими словами античный «стиральный порошок». Она пользовалась спросом не только у прачек, но и у текстильщиков, сукноделов и красильщиков тканей.
Прачечная с большой ванной для замачивания белья.
В городе была продумана система улиц, переулков, дорог и тротуаров. В зависимости от значимости, улицы были узкими широкими. Все они расположены под уклоном для организации слива.
Дороги строились строго по прямой. В качестве строительного материала использовалось то, что можно было найти или добыть в окрестностях.
До автомобилей в то время было еще далеко, а вот гужевые повозки были обычным явлением. В повозки были впряжены как волы, так и лошади. В Помпеях сохранилась колея, выбитая повозками 2000 лет назад, в виде глубоких желобов в булыжнике улиц.
И по ней можно судить о том, что движение в по улицам было односторонним. Тротуары по обеим сторонам улиц довольно высокие. Такими их сделали, чтобы обезопасить пешеходов. Тротуарный бордюр служил как бы направляющей для колес повозки.
Сохранились своеобразные «зебры»-переходы из равномерно, на средний шаг человека уложенных, гладких камней. Во время сильного дождя, когда бурные потоки мутной воды неслись по мощёной улице, её легко можно было перейти по этим возвышениям-камням.
Я видела старые гравюры и фото, на них некоторые здания в раскопанных Помпеях имели даже крыши. Почему же теперь их нет? Оказывается, была вторая гибель Помпеи.
Через 1864 года после гибели Помпей от извержения Везувия в 79 году, 24 августа 1943 года авиация союзников начала бомбардировки древнего города. На раскопанный город было сброшено около 150 бомб.
Точки - это разрушения вследствие разрывов бомб.
Особенно пострадал район между Пригородными термами и Форумом. Например, нынешний ресторан в раскопках построен именно в тех местах потому, что реставрировать было нечего - слишком велики разрушения. И большая часть бетонных реконструкция Помпей приходится как раз на послевоенные годы: в отличие от извержения, бомбы ломали не только верхние этажи, но и дробили стены и колонны. И, кстати, необратимо уничтожали росписи.
Всегда интересно узнать, чем мотивировалась бомбардировка древних развалин, ведь широкой известности эти факты не имеют. В целом, эти бомбардировки укладываются в идею Рузвельта и Черчилля бомбить Германию и Италию ради террора населения. Бомбили помпеянские раскопы преднамеренно, как вариант - с расчетом стереть с лица земли эти исторические достопримечательности из банальной зависти перед европейскими древностями.
Позже они придумали, что там находился склад боеприпасов. Я хочу напомнить, что площадь античных Помпей - 66 Га, и бомбили их практически полностью (см. карту выше). Это такой огромный склад боеприпасов был у немцев там?
Во время первого налёта, который начался в 22.30, бомбы попали в Антиквариум - музей у Морских ворот, где хранилось более 1300 античных предметов, найденных за 200 лет раскопок Помпей.
Полторы сотни авиабомб за полтора месяца и множество разрушений, подчас невосстановимых, - вот, что оставила Вторая Мировая война в Помпеях. Спасибо союзничкам, но сейчас об этом умалчивается, негоже об Америке и Англии говорить плохое, это же другое.
Отреставрированный Антиквариум вновь открылся в 2021 году.
Сейчас в раскопанных городах фресок, так же скульптур, почти не осталось, иногда стоят копии. Как я уже упоминала, в своё время они оказались в разных музеях. В Национальном археологическом музее в Неаполе их довольно таки много.
Под слоем вулканического пепла фрески отлично сохранились, почти без потерь. Можно зайти на сайт музея и посмотреть коллекции.
Но я рекомендую страничку dona_anna в ЖЖ, очень интересные статьи.
Национальный археологический музей Неаполя, Италия (часть 1) и
(часть 2, эротическая)
Как жили богачи в древних Помпеях:
3D реконструкция.
Трагедия города Помпеи обернулась для него всемирной славой. С момента своего открытия Помпеи стали самым известным археологическим памятником в мире. Ежегодно Помпеи посещают около 2,5 миллиона туристов, чтобы увидеть замершую жизнь и заглянуть в окно далекого прошлого.
Везу́вий (итал. Vesuvio)
Решили подняться к кратеру вулкана. Рядом с входом в парк Помпеи есть агентство, предоставляющее услуги по доставке желающих посетить Везувий. Не попав в переполненный автобус, нам предоставили личный vip траспорт 🙂
Расстояние от Помпей до Везувия ~ 22 км. Этот действующий вулкан, имеет высоту 1287 м. В исторических источниках имеются сведения о более чем 80 значительных извержениях, наиболее известное из которых произошло в 79 году н.э. Последнее историческое извержение Везувия произошло в 1944 году.
Извержение 1631 года было в 10 раз слабее извержения 79 года, однако более высокая плотность населения прилегающих районов обусловила большое количество жертв, порядка 4000 человек. В 1805 году извержение Везувия было относительно слабым, однако большая часть города Неаполь была разрушена почти полностью, а жертвами катастрофы стали около 26 тысяч человек.
Извержению Везувия в 79 г. предшествовало сильное землетрясение 5 февраля 62г. Бедствие нанесло большой урон Помпеям, практически все постройки в той или иной степени были повреждены. Но город отстроили, появилось ещё больше роскошных вилл, бань, садов. Но через 17 лет город прекратил своё существование.
Маршрутка доставляет на стоянку, на высоте приблизительно 1000 м, а дальше уже пешком. Когда жарко, путь не из лёгких, надо рассчитывать свои силы и иметь удобную обувь. Но виды, конечно, впечатляют, особенно на Неаполь. Только фото впечатляющего нету, мобильник слаб, к тому же наблюдалась дымка.
Хоть и тяжело, но мы это сделали. Я ознаменовала свой юбилей восхождением на Везувий (хорошо звучит 🙂 ) Вот он, кратер вулкана! Впечатляющая картина! Только наши снимки совершенно не передают его размеры. Это огромная дырища диаметром 750 метров, а глубина достигает более 200 метров. Первое фото с инета.
Некоторые виды, как из марсианской хроники!
Фантазия у нас бурная и картинки в голове встают сразу же, и потому представив этот процесс извержения, становится страшно. Там и сейчас периодически что-то тлеет, но учёные заверили, что до следующей вспышки ещё более сотни лет.
Прогулялись вдоль гребня кратера, там проложены дорожки, есть магазинчик, кафешка, где можно отдохнуть и перекусить.
Просто удивительно - как, волею случая, ветра или крепости стенок с этой стороны вулкана, весь пепел и лава пошли немного в другую сторону от вулкана - на Юг, а не на Запад. А так бы мы бродили сегодня вместо Помпеи по руинам Неаполя.
Я стою на краю кратера одного из самых опасных и исследованных вулканов в мире. Передо мной простирается синее море, а в долине раскинулись многочисленные города, включая Неаполь. Невольно задумываешься о том, что миллионы людей спокойно живут на его склонах в так называемой Красной зоне - зоне, наиболее подверженной риску извержения. Я знаю, что существует план эвакуации на случай извержения. Но, вспоминая дорожные пробки, понимаю, что этот план, как и две тысячи лет назад, может не сработать…
Ощущения от посещения Везувия, конечно, невероятные!!! Эмоции зашкаливают от того факта, что ты находишься не просто на горе, а на настоящем вулкане!
Эти слова, давно знакомые с детства - Помпеи, Везувий - стали реальностью.
Использовала отрывки из стиха Дмитрия Мережковского "Помпея" 1891 г.
Дальше по плану город Мета.