2023 год. Таиланд. Часть 2.
Бангкок: Королевского Дворец. Ват Сакет. Ват Сутхат. Ват Ратчабофит. Экскурсия по каналам.
Бангкок изначально был известен как «Крунг Тхеп» на тайском языке, что означает «Город ангелов». Он имеет самое длинное название в мире - Крунг Тхеп Маханакхон Амон Раттанакосин Махинтараюттхая Махадилок Пхоп Ноппарат Ратчатхани Буриром Удомратчанивет Махасатан Амон Пиман Аватан Сатит Саккатхаттийя Витсанукам Прасит.
Город начинался, как небольшая деревня на берегу реки Чао Прайя в начале 15 века. В 1782 году король РамаI основал династию Чакри и сделал Бангкок столицей Сиама, как тогда назывался Таиланд.
На этом замечательном сайте можно посмотреть старые фото Бангкока, где нет ещё ни одного небоскрёба. Бангкок XIX века.
Во время правления Рамы I Сиам достиг могущества, невиданного с XVI века. Он полностью уничтожил угрозу бирманских вторжений, а также распространил влияние Сиама на Лаос, Камбоджу и даже Вьетнам. За время его правления было построено большое количество буддийских храмов и памятников.
Большой дворец, который был официальной резиденцией королей Сиама с 1782 по 1925 год, является одной из самых популярных туристических достопримечательностей Бангкока. Туда мы и направляемся.
Я не буду отягощать ваш мозг бесполезными этнографическими знаниями и ненужными архитектурными деталями, просто покажу немного фото. История и описанием каждого объекта - в Википедии. Подходим к стене Королевского Дворца, из-за которой видны фрагменты зданий с непривычной для глаз европейцев архитектурой. Самой красоты целиком пока не видно, однако меня охватил азарт. Это как подарок, упакованный в красивую коробку с бантиком. Ещё не знаешь, что там, внутри, но находишься в предвкушении самого подарка.
Надо отметить, что для посещения комплекса нужна соответствующая одежда - в шортах, майках, во всём том, что открывает плечи, грудь и ноги выше колен, не пускают. Либо придётся покупать одежду там (100-300 бат за штаны, футболку или юбку), либо заранее одеться подобающе. При входе в храмы Будды надо снимать обувь, потому также желательно взять с собой носки или бахилы, пол грязный. Вход 500 бат для иностранцев.
Большой дворец, именуемый местными как Пхрабароммахарадчаванг (не выговорить!!!), представляет собой внушительный комплекс храмовых и дворцовых сооружений, обнесенных по периметру двухкилометровой оградой. Также здесь разместились различные библиотеки, музеи, административные здания и многое другое. Пройдя ворота дворца, нас ослепили блестящие украшения храмов. Всё что возможно, облицовано золотом, глазурной мозаикой, разноцветной эмалью и стеклом.
Столько необыкновенных объектов: и скульптуры, и ландшафтные уголки, ступы, дворцы, храмы! Все блестит и переливается. Нашему глазу видеть такие картины непривычно. Эти изящные изгибы, ярчайшие цвета, экзотические образы! Все увлекает и удивляет, а также поражает то, с какой тщательностью обработаны самые мелкие детали.
Храмовый комплекс окружён галереей, все стены которой, а это более 170 метров, расписаны фресками на тему эпоса «Рамайяна». Красивые картинки и выполнены хорошо, но поскольку я не особо в теме, и только поверхностно ознакомилась с содержанием «Рамайяны», то просто с интересом рассматривала технику исполнения фресок.
Самый главный, наверное, храм Изумрудного Будды. Крыша сооружения украшена полированными оранжевыми и зелеными плитками, столбы инкрустированы мозаикой, а фронтоны сделаны из мрамора. Изумрудный Будда — это темно-зеленая статуя, около 66 см в высоту, высеченная из цельного камня, и является одной из самых ценных реликвий.
В храме почему-то строжайше запрещено фотографировать. Cтатуэтка Изумрудного Будды выглядит вот так. Это конечно не изумруд, выполнена она из жадеита и украшена золотом. Жадеит - минерал зелёного цвета, похож на нефрит. Монахи рассказывают, что эта статуэтка была обнаружена в 1436 году, среди обломков пагоды, разрушенной молнией. Потом она кочевала по разным храмам, пока не осела в Лаосе. Оттуда, после нападения на Вьентьян(столицу Лаоса) король Рама 1 забрал Будду с собой в Бангкок. Здесь в честь «Изумрудного Будды» возвели целый комплекс. Есть предположение, что изготовлен Будда в Шри-Ланки, аж в 43 году до н. э. В общем, это очень древняя реликвия.
Всё великолепие комплекса сложно описать словами, это надо видеть вживую. За храмами следует резиденция короля, куда, к сожалению, не пускают. Перед ней зеленый сад с причудливыми, идеально подстриженными деревьями. Само здание имеет интересное сочетание в застройке и связано с королевскими семейными разногласиями при строительстве. Король задумал европейский дворец для приёма гостей, а его родные настаивали на тайском характере строения. Так был создан «европеец в тайской шляпе».
Место само по себе красивое, но всё впечатление портят толпы туристов. Невозможно пройти и что-то посмотреть, расслабиться и получить эстетическое удовольствие в спокойной обстановке. А наличие беспардонных китайцев и маниакальное желание запечатлеть себя на каждом углу, это отдельная тема. Создалось впечатление, что их мало интересует история, архитектура, главное - "я здесь был". Нормальное фото объектов сделать вообще не реально.
Некоторые говорят, что лучше приходить утром, к открытию комплекса, другие - что во второй половине дня. Но те, кто делал несколько попыток, пришли к выводу, что людей там полно в любое время. Наверное надо стараться абстрагироваться от всей шумной толпы. Да, жарко, да, куча людей, но как побывать в Бангкоке и не забежать сюда глянуть хотя бы одним глазком. Есть даже такое выражение - "Не были в Большом Королевском Дворце, не были в Таиланде".
Мои впечатления - я очень рада, что всю эту красоту смогла увидеть воочию. Сиё творение рук человеческих можно поставить в один ряд с самыми невероятными достопримечательностями по всему миру. Тайская культура, безусловно, особенная, это уникальная смесь разных влияний, в том числе из близлежащих стран Лаоса, Камбоджи и Малайзии. Король и королева Таиланда считаются священными фигурами и к ним относятся с большим уважением. На сегодняшний день королевская семья давно не проживает в покоях Большого Дворца. Однако, все торжественные мероприятия, свадьбы и приемы проходят именно здесь.
Нагулявшись в Королевском Дворце, идём пить кофе. В планах на сегодня ещё посетить храм Золотой Горы, куда вчера вечером не удалось попасть. По дороге заглянули в Ват Маханапхарам. Название храма означает «великая обитель воды», имея в виду Море Сансары, бесконечный цикл рождения, смерти и возрождения.
В Ват Маханапхарам настоятелем храма была открыта Первая государственная школа в Таиланде. В 1884 году Рама V дал указание храмам открывать новые школы для простых людей. Это было началом массового образования в Таиланде.
В районе Королевского дворца много зданий европейской архитектуры. Дворец Саранром использовался как Управление иностранных дел. Позже он был отремонтирован королем Рамой V в стиле итальянской виллы с лепным декором.
Министерство обороны Королевства Таиланд.
Ват Сакет или храм Золотой горы (Golden Mount).
Я уже упоминала, что к храму на Золотой Горе ведёт 318 ступеней. Одно дело подниматься туда вечером, когда уже попрохладнее, и другое - под палящим солнцем. Но оказалось, что подъем не так страшен. Звучит тихая расслабляющая музыка, повсюду влажный туман, который очень спасает от жары, много зелени и маленьких водопадов, а также много интересных локаций. Сначала было забавно от того, что тайцы, как маленькие дети, играются со всякими куколками, статуэтками, наряжают их, преподнося подарочки, водичку. Но немножко ознакомившись с традициями, поняла, что по их мнению, каждая вещь имеет своё сакральное значение.
А ещё здесь нет того количества людей, как в Королевском дворце. По пути площадка с гонгом и колоколами, разрешено постучать и позвонить, чем мы не преминули воспользоваться.
Ват Сакет – один из старейших храмов Бангкока. Он был построен в те далекие времена, когда Аюттайя была столицей Сиама. Гора олицетворяет один из символов буддизма гору Меру. Сам Бангкок расположен на равнине. Когда же был возведен искусственный холм, на котором построен храм и позолоченная Чеди - это была самая высокая точка города - 76 м. (Чéди - в буддийском искусстве Таиланда разновидность ступы. Характеризуется ступенчатым основанием, которое переходит в колоколообразную форму с завершением в виде высокого шпиля.)
Заходим внутрь храма и видим несколько статуй Будд, перед которыми на коленях молятся тайцы. Здесь находятся три копии Изумрудного Будды, одетые в соответствии с тремя сезонами страны.
Четыре узких прохода, в виде лабиринта, ведут к статуе Будды, расположенной на небольшой круглой площадке. Считается, что именно под этой статуей спрятан саркофаг с останками Будды.
Ват Сакет - этакий островок спокойствия и умиротворения в самом центре большого и шумного Бангкока. С горы открывается удивительный вид на город. Куда не кинь взор - везде можно увидеть храмы, крыши пагод, вдалеке небоскребы.
Спускаемся. Внизу заходим ещё в один храм, здесь прохладно, включены вентиляторы, отдыхают монахи.
Ват Сутхат (Wat Suthat).
Буквально в 10 минутах ходьбы от Золотой горы находится красивейший и один из самых древних храмов в центре Бангкока - Ват Сутхат или (Wat Suthat Thepwararam Ratchaworamahawihan) 🙂 Не, ну а чё, наши названия разве короче?. Допустим - Церковь Вознесения Пресвятой Девы Марии или Церковь святого преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.
Ват Сутхат - это тот храм перед которым находятся гигантские качели, вчера о них немножко рассказывала.
В постройке храма участвовали три короля: Рама I, основатель династии Чакри, начал строительство вскоре после своей коронации в 1782 г. Рама II продолжил его дело, а Рама III завершил сооружение храма, таким образом, в общей сложности строительство длилось 27 лет.
Храм известен тем, что здесь находится один из самых красивых и самый большой вихан - центральный храмовый павильон или зал проповеди. Почти квадратная в плане постройка дополнена по бокам великолепными портиками, с каждой стороны по шесть колонн с позолоченными капителями в форме цветка лотоса, поддерживают богато изукрашенную островерхую крышу.
Внутреннее пространство высотой 30 м делится восемью пилонами на три части.
В центре - бронзовое изваяние Будды, отлитое в XIII веке, сверху покрыто сусальным золотом. Рама I перевез эту 8-метровую статую в Бангкок из Сукхотхая. В принципе, ради неё и затеял возведение храма.
В ступенчатом постаменте хранится прах Рамы VIII, погибшего при загадочных обстоятельствах. Сам постамент - нет слов, произведение искусств.
Фрески на стенах показывают предыдущие 24 воплощения Будды и считаются очень ценными. Они созданы с использованием западной техники росписи, отличающейся наличием перспективы, что делает Ват Сутхат поистине уникальным.
Обратила внимание на шикарную дверь в храм, украшенную ажурной резьбой. Оказывается, она являются не только памятником деревянного зодчества, но и представляет историческую ценность: ряд элементов собственноручно сделал Рама II, талантливый художник и поэт.
Ват Сутхат является одним из шести самых важных храмов в Королевстве Таиланд. Вокруг здания идет балюстрада с 28 китайскими павильонами, красивыми бронзовыми конями и китайскими солдатами. У наружных стен, окружающих комплекс, устроены традиционные крытые галереи с рядами позолоченных будд. Просторный двор устлан мраморными плитами, сияющими зеркальным блеском. Изящные деревца бонсай перемежаются кустарниками со сформированными кронами.
Храмовый комплекс не ограничен центральным сооружением. За стенами малого периметра, есть большой, с парковой зоной и еще одним строением.
В нём находится зал посвящения, предназначенный для проведения буддийских ритуалов и различных религиозных обрядов. Здесь также установлена гигантская статуя Будды. А перед ней несколько десятков кукольных буддистских монахов.
А это жилища монахов, типа кельи.
Мне Ват Сутхат очень понравился, здесь нет столпотворения, можно спокойно прикоснуться к религиозным святыням тайцев, насладиться тишиной. Атмосфера в храмах успокаивает и расслабляет.
Ват Ратчабофит (Wat Ratchabophit Sathitmahasimaram Ratchaworawihan).
Совсем рядом находится храм Ват Ратчабофит, для которого больше всего подходит слово - уютный.
Это храм, который король Рама V приказал построить в качестве королевского храма в 1869 году. Он представляет собой смесь тайской и западной архитектуры. Внешний вид – тайская архитектура.
Интерьер спроектирован и оформлен в западном стиле. Ват Ратчабофит считается последним королевским храмом, который король построил в соответствии с древней королевской традицией строительства храмов во время своего правления. Внутри действительно выглядит роскошно. Главный образ - Будда Анкирос, что означает аура, исходящая из тела.
Центром территории храма является главная чеди (ступа). Позолоченная чеди уникальной планировки стоит в центре круглого двора, соединяющего все храмовые залы.
Еще одним замечательным сокровищем храма являются двери и окна, украшенные инкрустацией из перламутра и представляющей различные королевские знаки отличия.
Фасады зданий украшены замысловатым пятицветным фарфором, мозаикой ручной работы, что отличает его от других храмов Старого города. Красота непередаваемая!!!
Этот барабан скорей всего для обозначения времени молитвы.
В настоящее время Ват Ратчабопхит является резиденцией Верховного Патриарха, главы буддийской общины Королевства. На территории храма находится королевское кладбище со множеством памятников, содержащих прах ближайших родственников короля Рамы V, в том числе кормилиц. Честно сказать, такие гробницы ещё не видела.
Экскурсия по каналам.
Бангкок раньше называли "Венецией Востока", так как 140 пересекающих его каналов и до наших дней продолжают поддерживать ритм города. Местные используют водный вид транспорта для перемещения по Бангкоку, удобно, нет пробок, экономится время.
По самой старой улице спускаемся к набережной, чтобы совершить прогулку на лодке по "клонгам" (каналам) через весь город.
Загрузились в лодку, выдали спасательные жилеты.
Приплыли к плотине, которая уравновешивает уровень воды, пришлось ждать, через несколько минут проход стал возможным. Именно в этом месте видели плавающих варанов.
Я советую всем, кто посещает Бангкок совершить такую поездку, посмотреть как выглядит город за пределами роскошных отелей и торговых центров. Мы увидели совершенно иной мир - мир бедности и роскоши. Увидели, как живут люди на воде, есть дома-лачужки, а есть вполне серьезные, красивые дома-дворцы.
Иногда складывалось ощущение, что здесь время замерло. Очень противоречивые впечатления. С одной стороны - местная экзотика: лодки, несущиеся с умопомрачительной скоростью по узким клонгам. С другой стороны - мутная вода и ветхие трущобы. Богатство и нищета всегда рядом!
Среди нищеты вдруг появлялись шикарнейшие храмы с сияющей на солнце позолотой.
Есть интересное развлечение для туристов: кормление огромных сомов возле одного из буддистских ватов. Не знаю, как другие, но я радовалась, видать впадаю в детство.
Нас доставили к пирсу и мы ещё долго гуляли по городу, заходили в храмы, парки.
Там тоже живут люди. На мой взгляд, место не совсем уютное и тихое.
А когда уже совсем стемнело и ноги отказывались слушаться, решили снять тук-тук. Было интересно наблюдать, как сын торгуется с водилами тук-туков, которые впоследствии доставили нас в район набережной. Да, в Таиланде можно и нужно торговаться. 🙂
К причалу пробирались по каким-то узким и мрачным трущобам. В таких переулках должны отбирать деньги, честь, жизнь. И именно в такой последовательности 🙂
Здесь, через реку любовались красивейшим Храмом Утренней Зари. Ват Арун или храм «Солнечного Восхода» — один из самых красивых храмов Бангкока. Он изображен на монете 10 батов и считается одной из главных достопримечательностей города.
Если ещё когда-нибудь мне доведётся побывать в Бангкоке, то на первое место по посещению конечно же поставлю Ват Арун, на второе - храм Лежащего Буды, третье - Музей Эраван.
Возвращаемся в отель. Завтра переезд в Паттайю.
Бангкок - удивитeльный гopoд. B нeм coшлиcь дpeвнocть и coвpeмeннocть, шикapныe нeбocкpeбы и гpязныe тpущoбы, дopoгиe pecтopaны и уличнaя тaйcкaя eдa зa кoпeйки, cтpoгиe буддийcкиe xpaмы и улицы paзвpaтa… Бaнгкoк любят, нeнaвидят, нo этот «город контрастов» нe ocтaвляeт paвнoдушным.