Беларусь

2023 год. Беларусь. Часть 2.

Деревня Вселюб. Фэнтези-усадьба Лито́вка. Новогру́док.

"Воля - это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, воздухом открытых мест, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо, иметь возможность двигаться в разные стороны..."
Этими словами как раз и можно описать Беларусь.
Просторные белорусские поля, леса, пашни, отличные просторные дороги. В этой части страны трассы совершенно не загружены. Останавливаемся попить кофе и насладиться ароматом скошенной травы и "волей".





У нас всего неделя для путешествия по Белоруси, всё рассчитано, намечены несколько значимых объектов, а так хочется посмотреть по-больше. Многое приходилось пропускать. Вот с дороги виднеется белоснежная церковь, сколько их уже видано, проезжаем мимо. Нет, всё же разворачиваемся.

Место интересное, и название "Эйн Керем". Это вообще-то район юго-западной части Иерусалима. В переводе с иврита на русский название означает «Источник в винограднике". Иерусалим, с этим местом, христианская традиция связывает два важных события: рождение Иоанна Крестителя, он же Иоанн Предтеча, и встречу Девы Марии с Елизаветой, матерью Иоанна Крестителя.
Храм в Иерусалиме.

Дева Мария узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, немедленно отправилась из Назарета навестить её и узнать тайну её зачатия. Сама же Мария тоже не могла забеременеть. Будучи замужем за старым плотником Иосифом, оставалась девственницей. Иосиф, которого больше интересовала его мастерская, чем Мария, согласился с отъездом жены. Обручение Марии с Иосифом.

Встретившись, Елизавета сразу известила, что уже прям видит во чреве Марии будущего Господа Иисуса. Слова Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии "Песнь Пресвятой Богородице", а в католичестве - "Радуйся, Мария" (Ave Maria).

Через три месяца Мария возвращалась в Назарет уже в интересном положении. Ну мы все знаем, что Мария зачала Иисуса чудесным образом - посредством Святого Духа. Не думайте ничего плохого, непорочное зачатие было очень распространено в той части света в те времена. Кто был тем "святым духом" осталось загадкой. В принципе, это и не столь важно, главное, что мечта Марии быть матерью исполнилась.

Иосиф, наверное, пожалел, что отпустил жену. Не зря на православных иконах Рождества Христова рядом с Иосифом изображали дьявола, который искушает Иосифа сомнениями о беспорочном зачатии Христа. К тому же, мне почему-то кажется, интерпретация этого изображения не совсем верна. Старый, сгорбленный старик это не дьявол, а олицетворение мудрости и здравого смысла.

Через полгода родился самый известный мальчик на свете. И кто бы ни был тем "зачинщиком", рождение ребёнка это всегда чудо, и большое счастье!!!

Я уже полезла не в те дебри. Так вот, свернули мы в деревню Вселюб, в которой и находится долина с названием Эйн Керем. Именовал её так настоятель местного костела, 42-летний ксендз Виталий Цыбульский.


За три года, что он живет в деревне, отец Виталий очень преобразил это место. Вокруг находилось всё в очень запущенном состоянии. Буквально в течении нескольких месяцев был сделан ремонт в одном из самых старых католических храмов Беларуси - Святого Казимира, постройки 1433 года.

Алтарь храму подарили, старинные иконы принесли местные жители. А еще здесь есть уникальная скульптура Божьей Матери беременной, которую освятили в Польше.
И теперь помолится сюда приезжают те, у кого проблемы с зачатием. Иногда свершается чудо. Не, Виталий здесь уж точно ни при чём.


Около храма он и прихожане за несколько лет облагородили территорию: выкорчевали кусты, построили деревянную беседку, очистили заросший пруд и организовали там небольшой пирс, установили скамейки, посадили цветы и даже обновили старый, почерневший от времени сарай, около которого планируют сделать музей под открытым небом, где будут представлены старинные предметы сельского быта. Отремонтировали здание около костела, где сейчас живет священник, и организовали на втором этаже что-то типа гостиницы, где могут ночевать туристы и паломники. Открыли костельную лавку, вся выручка которой идет на благоустройство костела и территории вокруг него. Сделали открытки с видами местечка, листовки с номерами счетов храма и магнитики с изображением костела и сердца. Всей территории дали название — «Долина Эйн-Керем».


Рядом кафешка, где можно посидеть на террасе, попить чаю и подумать о вечном. Или передохнуть перед очередной длинной дорогой.

Сейчас во Вселюбе принялись оживлять его «ирландскую» страницу. Когда-то здешними землями владели именно ирландцы О'Рурки, получив их в дар от российского императора. Род их был непростой, некоторых детей крестил сам царь, а фамильные реликвии были удостоены чести выставляться в Эрмитаже. При О’Рурках Вселюб считался одним из центров сыроделия.

В прошлом веке их имение пришло в запустение, а фамильная усыпальница была разрушена. Обветшал и живописный некогда парк, заложенный в 18 веке. Хоть и провозглашали его памятником природы республиканского значения.


Ещё недавно была цела старинная господская усадьба. В советское время в ней располагалась больница. Последний наследник рода О'Рурков несколько раз навещал родные места своих предков. Когда в 2008 году больницу закрыли, изъявлял желание получить усадьбу в безвозмездное пользование. Планировал сделать здесь туристическое место, но местные власти ему отказали. Дом и парк были выставлены на аукцион со стартовой ценой в 222 миллиона рублей. Желающих купить их не нашлось, и усадьба продолжала разрушаться. А в 2012 году случился пожар, и тот старый господский дом вовсе сгорел дотла.

От О'Рурков осталась старая усыпальница 1837 г. на старинном кладбище, правда полностью разграбленная. Сейчас её тоже привели в порядок и начали консервацию.

В сопровождении гида - чёрного пса Барбоса (это я его так назвала), прошлись по старому кладбищу, посмотрели на усыпальницу. Работал гид за бесплатно, проводил к машине, отказавшись от нашего угощения.

Ну что можно сказать, богатая история, хорошее место. Процветания деревне, с таким красивым названием - Вселюб, и здоровья человеку встряхнувшему людей на благие дела. Усилиями энтузиастов может появиться весьма масштабный и очень своеобразный духовно-туристический комплекс, подобного которому пока больше нигде нет.

Лито́вка (белор. Літоўка)

По дороге попалось ещё одно интересное место - Лито́вка.

Почему стоит здесь сделать остановку:
* Большой камень литовский со знаками — геологический памятник природы республиканского значения.
* Благоустроенный пляж на одноимённом озере, где можно хорошо провести время.

* Автобусная остановка, которую считают самой необычной в республике. Оформлена по мотивам поэмы Адама Мицкевича «Гражина». Построена из камня и дерева, а крыша сделана из камыша.


* Фэнтези-усадьба "Литовка", на небольшом холме рядом с озером. Ранее в доме, где сейчас располагается усадьба, любил останавливаться отдыхать известный музыкант и композитор Владимир Высоцкий. Усадьба имеет весьма необычную архитектуру и отделку.




Здесь можно увидеть Дух Леса, дом с залом "музы Француза" и комнатой Высоцкого, вечный двигатель, фонтан свободы воли, адская спальня, бар-гараж, домик гномиков, драконы, инопланетяне, Вавилонская башня и многое другое. Во внутрь мы не попали, было закрыто, но фото можно посмотреть на их сайте. Лито́вка..

И ещё один источник с описанием и множеством очень красивых фото.Усадьба Литовка.

P.S. В конце статьи с выше указанного сайта прочитала плохие новости, дополненные комментариями. Кто захочет - прочитает 🙁

Новогру́док (белор. Навагру́дак)

Историческое название этого города с населением 28 021 человек - Новгород. В прошлом - один из главных политических и культурных центров Великого княжества Литовского.

В 1240-50-х годах в Новогрудке пришёл к власти князь Миндовг. В это время было положено начало образования Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского, первой столицей которого был Новогрудок. В 1253 году Миндовг от имени папы римского был коронован в Новогрудке королём Литвы. С 1329 года Новогрудком владел князь Кориат - сын великого князя литовского Гедимина (Его имя носит самый известный исторический памятник Литвы — башня Гедимина в Вильнюсе).

В общем, история у этого города длинная и значимая, но нас интересовали руины замка на замковой горе. Есть мнение, что сам замок в Новогрудке был построен после 1241 года литовским князем Эдивилом, на месте более раннего сооружения. Во второй половине 13 века, во времена правления Миндовга, была построена первая каменная башня-донжон, которая в свое время сыграла большую роль в обороне замка. Она получила название Щитовка, что говорит само за себя — это был надёжный щит средневекового города.

Замок строился поэтапно и долго. В итоге, в 15 веке Новогрудский замок был одним из сильнейших в Белоруссии и единственным, имевшим семь башен. Он дополнительно усиливался всякими укреплениями, земляным валом и широким оборонительным рвом.


С течением времени Новогрудский замок утратил своё стратегическое положение, начал разрушаться. А войны 1654–1667 годов ускорили этот процесс. Во время Северной войны были окончательно уничтожены местные укрепления: в 1706 году шведы, проходившие через город, взорвали их остатки.

В 1802 году гродненский губернатор дал приказ разобрать остатки замковых стен с целью вымостить улицы города. Но две башни всё же частично сохранились - Щитовка и Костельная. В конце 19 века на территорию замка, через пролом в стенах стали свозить со всего Новогрудка мусор, который покрыл двухметровым пластом руины древних построек.
В 1906 году обрушилась половина башни Щитовки, а 1914 году и значительная часть Костельной башни.

Только в 1921 году Новогрудский замок был взят под охрану, а в 1922–1930 годах польские археологи провели консервацию руин башен, а рухнувшие стены Костёльной башни сложили снова. С 1956 года в Новогрудке работали советские археологи. При нашем посещении велись какие-то ремонтно-восстановительные работы. И хотя у замка большая и насыщенная история, смотреть там пока особо нечего.

Если грамотно законсервируют руины, откроют музей, поставят стенды, сделают площадки для отдыха, я думаю, люди сюда потянутся. Говорят, что и сейчас уже на территории замка ежегодно проводятся рыцарские фестивали. А главное, что не будет забыта история этого места.

24 декабря 1798, в Новогрудском уезде родился Адам Мицкевич - писатель, поэт, переводчик, драматург, педагог и политический публицист. Белорусские литературоведы считают Мицкевича одним из родоначальников новой белорусской литературы, его произведения включены в школьную программу.

Во многих городах и странах стоят памятники Мицкевичу, в его честь названы улицы. А я только могу признаться в своей непросвещенности и необразованности, что касаемо его трудов и его самого.

Музей Адама Мицкевича расположен в доме, где проживали родители поэта. Открытие музея состоялось 11 сентября 1938 года. В июне 1941 г. Дом-музей разрушила попавшая в него немецкая авиабомба. Восстановлен в довоенном виде и открыт в 1955 г.


Дом находится в красивом сквере, где местная администрация сделала аллею, на которой различные предприятия поставили фонари, отражающие их специфику.




Интересная достопримечательность в городе Новогрудок - торговые ряды 1812 г , построенные в архитектурном стиле классицизм. Сначала они были деревянные, в 1830-х годах заменены каменными, да и само сооружение выглядело иначе. Сегодня сохранилась лишь 1/3 часть от всего комплекса. Старое фото.


В Новогрудке много чего ещё можно посмотреть, церкви, мечеть, курган, музеи, дома, которые остались еще со времен, когда эта территория принадлежала Польше. И как везде в Беларуси - чисто, ухожено, красиво.




Дикушки. Церковь Преображения Господня.

Едем дальше и по дороге, буквально в поле, замечаем одиноко стоящий костел. Позже выяснилось, что это и не костёл вовсе, а церковь Преображения Господня, принадлежащая деревне Дикушки. Если главный атрибут православных храмов – башня-луковичка на месте - значит это точно церковь.

Сооружение, конечно, интересное, не типичное для церкви, построено в 1841 году. Парадная группа выделяется двумя колонами на которые опирается массивный фронтон без декоративных элементов. Особняком стоит колокольня, но никакого колокола там замечено не было.


Смотрела более ранние фото, там церковь была белого цвета, потом двухцветная (белая с нежно-желтым). А вот кому взбрело в голову окрасить её в этот насыщенный желтый цвет - остаётся загадкой. Исключение не сделали даже для каменной ограды. К тому же появилась ещё одна башенка.

Костел Вознесения Девы Марии.

Подъезжаем ещё к одному храму - Костелу Вознесения Девы Марии. Построен в 1863 году. Именно здесь находится родовой склеп Тизенгаузов, перенесен со старого деревянного храма. Здесь же похоронен староста Гродненский - Антоний Тизенгауз, (который строил дворец в Поставах), а также другие представители этого шляхетского рода.

Историю можно почитать в интернете, а мне хочется показать территорию этого храма 🙂




Наш путь лежит в деревню Желудок.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

← Показать боковое меню

error: Информация и материалы на данном сайте защищены авторским правом и не могут быть копированы, использованы или воспроизведены какой-либо третьей стороной без нашего письменного разрешения. Вы можете быть привлечены к ответственности за нарушение авторских и иных интеллектуальных прав.