2012 Латвия: Цесвайне. Путешествие выходного дня.
Поездки летом, для меня лично, более привлекательны, чем в другое время года. И дни длиннее, и краски ярче и телу комфортнее. Но коль душа требует зрелищ, то тут уж не до выбора. Засиделась я, по-видимому, настроение осеннее, всё чаще возникает медвежье желание пасть в берлогу, да лапу в рот, и до весны…
Дабы эта метаморфоза не осуществилась, пытаюсь чем-то еще интересоваться, мы едем в Цесвайне. По дороге замечаю развалины церкви или костела, не знаю, да и узнавать было не у кого.
Судя по сохранившимся рядам колон, огромным проемам окон, наверняка когда-то с цветными витражами, сделала вывод, что церковь была не маленькой и довольно красивой.
Цесвайнский замок (латыш. Cesvaines pils)
Едем дальше. Вот он, Цесвайне – небольшой городок в Латвии. Известен он еще с 1200-какого- там года. Когда-то здесь стояла деревянная крепость латгалов. Потом эти земли достались рижскому архиепископу, который и построил на этом месте каменный замок. Скажем так, судьба у замка не простая. Он в своё время принадлежал и русским, и полякам, и шведам. А во время русско-шведской войны, в 1656 году и город, и останки замка были окончательно уничтожены.
Позже, рядом с развалинами была построена помещичья усадьба, которую в 19 веке (вместе с кучей других поместий в округе) выкупил немецкий барон фон Вульф. Вообще-то жил барон с семьей в другом замке - Гауйиенском, а дворец в Цесвайне отстроил на руинах старинной крепости XIV века, чтобы использовать его как охотничий домик для приёма друзей со всей Европы, кутежей и карточных турниров. Якобы в подарок любимой жене - но та так и не дожила до конца строительства. С инета.
А это как раз развалины того старого замка архиепископа.
Для строительства замка пригласили модного Берлинского архитектора, который намешал в архитектуре этой постройке кучу разных стилей - готику, неоклассицизм, модерн. Причём намешано здесь всего от души. Что в принципе и нужно было сумасбродному барону. А кроме этого, в замок провели водопровод, канализацию и электричество, устроили местную телефонную связь, вокруг разбили парк. В итоге получилась вот такая красота!
Барон был большим оригиналом и модником. В 1903 году Адольф и его брат Вольдемар купили первые в Видземе автомобили. Позже братья Вульфы устроили первые в округе автогонки по Псковскому шоссе, пригласив на состязания друзей-помещиков из Петербурга. Волдемар Вульф ехал на авто, а один из его приятелей летел на планере. Победили колеса. По некоторым сведениям, именно барон спонсировал первые большие европейские автогонки в Париже. В общем, небедный был человек.
Барон умер за границей в начале 20 века, но попросил, чтобы его почему-то похоронили в Цесвайне. В замковом парке, на холме находится его могила. Наследники замком не интересовались. Через 10 лет он был продан. И уже в начале 20 века в его стенах открылась гимназия. Гимназия, затем школа, затем снова гимназия просуществовала в стенах замка около 100 лет. Две мировые войны, революции, смена власти практически никак не затронули замок, оставив его в почти первозданном виде. В 50-годы крышу перекрыли. В конце 20 века капитально обновили росписи на стенах.
Кто бы мог подумать, что переживший катаклизмы мирового масштаба замок, декабрьским вечером 2002 года капитально пострадает от пожара. Сейчас кажется странным, но здание, в котором располагалась школа, не имело пожарной сигнализации и нормальной системы вентиляции. И, несмотря на то, что на дворе стоял уже 21 век, оно отапливалось дровами. 5 декабря 2002 года истопница затопила печки на 1 этаже и поднялась на второй. Навстречу ей из открытой двери вывалились клубы дыма, и полыхнуло пламя. Вот так выглядел замок на следующий день после пожара.
Любопытно, что огонь остановился перед бронзовой фигурой фантастического зверя с телом льва, головой волка и хвостом лисицы. Эта скульптура, установленная на крыше левого крыла замка, считалась талисманом и хранителем замка. Установлен он не просто так, хвост поднят в сторону Гулбене, где проживал барон со сходной фамилией – Вольф. Отношения между баронами – волками были отнюдь не дружественные. Хранитель защитил, по крайней мере, часть замка.
Многое за эти годы было восстановлено, но все равно, до завершения ремонта еще очень далеко. Прочитала, что все тормозится еще из-за недальновидности и бесхозяйственности мэра. Что за 10 лет, при всех сохранившихся чертежах, проектах и эскизах, можно было бы уже полностью восстановить замок. Что были разные предложения, которые он даже не стал рассматривать. Ну бог с ним. Я хочу показать два фото найденных в инете, дворец до пожара и теперешнее время. Можно сравнить, видны недостроенными крыша и купол башенки.
Свой дом барон Вульф украсил с особой роскошью! Уже вход в замок поражает многообразием деталей– кованая решётка с изображением животных.
Мы тихонечко проходим в центральную часть здания, которая при пожаре пострадала больше всего. Неповторимые настенные росписи, резная деревянная отделка, выполненная в стиле позднего неоренессанса... Теперь помещения пропитаны сыростью, а стены лишь отдаленно напоминают о былой роскоши.
Столовая.
Парадный зал.
Приёмная. Всё было красиво, отделано тёмной древесиной дуба.
Акустическая комната, представляет собою круглое помещение. Потолок его выполнен в виде купола. Этот купол является и крышей. Акустика здесь невероятна.
В помещение невозможно находиться долго. Человек начинает терять ориентацию, чувствует себя плохо, кружится голова, начинается тошнота. Причем никаких звуков, вибраций, шума не ощущается. Говорят, что через двадцать минут пребывания в комнате можно лишиться рассудка. А ещё, что случайно залетевших сюда летучих мышей, утром находят на полу. Мышь разбивается, теряя ориентацию в пространстве и на полной скорости врезаясь в стену. В зале невозможно вести аудиозаписи. Вместо слов магнитофоны и диктофоны записывают либо собственные звуки, а голоса стоящих рядом людей совершенно исчезают. Во время декабрьского пожара 2002 года, уничтожившего центральную часть замка, акустическая комната совершенно не пострадала.
Ущерб живописному интерьеру нанесло не пламя. После пожара огнетушительная смесь со второго этажа прошла до пола первого, почти полностью уничтожив расписные потолки и стены. В морозную пору полы покрылись двадцатисантиметровой толщей замерзшей пожарной пены. А через некоторое время ослабевшие деревянные балки стали рушиться на деревянные перила с инкрустацией, которые представляли самый ценный предмет искусства в Цесвайнском замке. Их восстановление требует огромного труда.
Проходим на второй этаж. Обходим буквально все помещения, поднимаемся по узкой лесенке башни на самый верх.
С башни открывается живописный вид на окрестности. Недаром барон часто поднимался сюда преодолевая 107 ступенек! В сезон можно вблизи полюбоваться семейкой аистов. Но нам досталось только гнездо.
По этой же лесенке можно спустится в подвалы. Под замком Цесвайне - множество подземных ходов - одна из романтических идей барона Адольфа фон Вульфа. В настоящее время, к сожалению, большинство из них засыпано - в силу естественных причин, или специально.
Мне замок очень понравился, сказочно-замысловатое сооружение, со множеством башенок, лесенок, балкончиков, которые расписаны так же, как и залы, яркими узорами.
Территория прилегающая к замку тоже впечатляет: множество строений начала 20 века, а так же парк занимающий достаточно большую площадь. Я поначалу жалела, что мы не посетили дворец летом, какими яркими были бы фотографии. Но потом поняла, что и в такое время замок прекрасен, и выгладит более таинственным и загадочным.
Это источник, но в данный момент немного запущен.
Напротив замка, через дорогу расположенно длинное хозяйственное строение в котором некогда под одной крышей располагались конюшни, кладовые, жилье конюхов и другие помещения. Здесь же был манеж для конного выезда. Первый этаж здания сложен из колотых валунов, а второй представляет собой фахверковую конструкцию. Тут же рядом был дом управляющего.
А это, так называемый "швейцарский дом", служил домом леснику поместья. Это деревянное здание с высокой двускатной крышей, большими напусками строилось с использованием стилизованных форм, характерных для сельской архитектуры Швейцарии.
Там еще присутствует ряд построек того времени, склады, пивоварня. Но фото у меня нету. Погуляв еще немного по городку, едем смотреть на церковь. Самая большая сельская евангелическая лютеранская церковь в Латвии, была построена в едином неоготическом стиле с замком в 1879 году. Она может вмещать сразу 2500 прихожан. Церковные колокола отлиты в Бохуме (Германия), орган церкви был разрушен, но восстановлен в 2002 году.
Церковь огромная, действительно не уступает замку.
Уже стало темнеть и мы отправляемся в обратный путь.
И вот тут то мне взбрендило в голову заехать еще в одно место. Только мы могли ночью, волчьими петляющими тропами ехать искать какую-то хрень. То что я хотела увидеть, увы, уже больше не принадлежит простому люду, но зато рядом удалось обнаружить вполне действующую кафешку и даже поболтать с хозяйкой. Смелая женщина, ночью, в лесу...и ни одного посетителя.
Вот такой у нас был выходной день. Нашла на просторах интернета стишок в тему.
Баллада о Цесвайнском замке.
Давным-давно архиепископ Валленродт,
Судивший, между прочим, Яна Гуса,
В местечке Зесвеген велеть собрать народ,
Чтоб тот под властью Ордена прогнулся.
На месте старых деревянных стен,
Служивших замком до того латгалам,
Возникла крепость. И, не без проблем,
Два с половиной века простояла.
Потом войска московского царя
Нагрянули, веселые, хмельные,
И, крестное знамение творя,
Порушили все стены крепостные.
Шли годы. Новый замок возведен.
Барон фон Вульф был тот еще затейник,
Забавы шумные весьма любил барон
И в карты проиграл немало денег.
Детей внебрачных множество родил,
(А кто тогда умел предохраняться?),
Короче, жил, пока хватало сил,
И находил, чем каждый день заняться.
А неоренессансный замка стиль
Сумел пройти войны и мира пламень, -
Пока здесь волколев венчает шпиль,
На месте остается каждый камень.