Польша

2016 год. Словакия. Польша. Часть VI.

Польша: Пщина. Залипье. Крыжтопор. Радзынь-Подляский.

Пщина (польск. Pszczyna, нем. Pless)

Вот мы и опять в Польше. Проезжаем городок, название которого я тщетно пыталась прочитать - Pszczyna, оказывается, что всё довольно просто - Пщина.

Это небольшой провинциальный город Польши, расположенный вблизи чешской границы. Несмотря на небольшие размеры, населенный пункт имеет огромное культурное и историческое значение. Иногда Пщину называют «жемчужиной Горной Силезии». На его территории находится княжеский дворец - образец австрийской архитектуры XIX века.

Когда Пщина стала частью Австрийской империи, знать из Вены любила отдыхать на польских землях. Считалось, что здешние воздух и источники обладают целебным воздействием. В связи с этим во второй половине XIX века пщинский замок был полностью перестроен и превращен в полноценный дворец для императора и его сопровождения. Дворец кружен большим ландшафтным парком.

Фасад нового сооружения был декорирован в стиле французского неоренессанса - тогда это направление в архитектуре приобрело особую популярность во многих странах Европы. Во дворце останавливался сам австрийский император вместе со своей семьей.

Чем ценен дворец? Он сохранился до наших дней в идеальном состоянии - все беды, включая Вторую Мировую войну обошли его стороной. И сегодня здесь можно увидеть до 90% оригинальных предметов со дня своего существования, коллекцию оружия и охотничьих трофеев. Мы вовнутрь не ходили, дороговато, да и все интерьеры можно посмотреть в сети. Вот здесь много фото. И здесь Также видео на ютубе. Несколько фото с Вики.

Я не буду описывать всю историю, но о последних владельцах немножечко хотелось бы рассказать. В прошлом году, будучи в Польше, мы посещали замок Ксёнж. В отзыве об этой поездке я упоминала, что в 1509 году Ксенж приобрел старинный силезский род Хохберг-Пщиньских, который оставался их главной резиденцией до 1941 года. Оказывается, что и дворец в Пщине тоже принадлежал им. Последней законной владелицей являлась княгиня Дейзи. Вот о ней сейчас и пойдет речь.

Дейзи родилась в Англии, проживала в графстве Хэмпшир. Её мать блистала редкой красотой при дворе королевы Виктории. Принц Уэльский, а также его друг лорд Чарльз Бересфорд, были частыми гостями в доме родителей Дейзи и знали детей с самого детства.

В 17 лет девочку привезли в Лондон на представление королеве Виктории. Это было ее первое появление в свете. Дейзи сразу же обратила на себя всеобщее внимание. Вскорости, она оказалась помолвлена с герцогом Хансом Плесcом. А став его женой, Дейзи сделалась одной из самых богатых женщин Англии и Германии, а также хозяйкой замка Ксёнж и замка в Пщине.

Она имела всё, дворцы с несчетным количеством комнат, поместья, драгоценности, лакеев, и считалась одной из самых красивых женщин в Европе. Но жизнь её стала другой, отличной от той к которой она привыкла в Англии. Прусский двор всегда был чопорным, скучным, с жестким этикетом, в то время как австрийский двор был художественным, культурным и привлекательно кокетливым. Неудивительно, что в первые годы замужества, Дейзи часто является нарушительницей дворцового этикета - к ужасу мужа.

Дейзи занималась распродажей на благотворительных базарах и пела в общественных местах, чтобы собрать деньги на благое дело. Кроме того, она пригласила садовника из Ньюлендса для создания английского сада в замке Furstenstein (Ксёнж), и вела кампанию по борьбе с бедностью в Силезии. Позже, она с таким же энтузиазмом будет собирать средства для военных госпиталей во время Первой Мировой войны.

В 1897 году в Англии состоялся костюмированный бал у герцогини Девоншир, в честь "алмазного" юбилей коронации королевы Виктории. Конечно же, княгиня Дейзи была приглашена на этот бал, где она предстала в наряде царицы Савской. Костюм был сделан из золотой парчи и фиолетового газа, украшенный невероятным количеством бриллиантов и других драгоценных камней. На голове её красовался головной убор с перьями райских птиц, с ассирийскими изумрудами, жемчугом и бриллиантами. Помимо одежды её и саму украшали драгоценности из жемчуга и бриллиантов. Её платье стоило целое состояние, а одна из американских газет тогда написала, что "ничего лучшего на этом балу, чем принцесса Плес не было..." Фото с этого бала можно посмотреть здесь , или набрать в поисковике "Девонширский костюмированный бал 1897 года".

Дейзи всегда была окружена толпой поклонников. Но в семейной жизни «сказочная принцесса» была далеко не самой счастливой женщиной. У них было трое детей, но князь имел многолетнюю связь с женщиной, проживающей в Вене, на которой после развода с Дейзи женился. Хотя и этот брак был не долгим. Впоследствии его новая жена вышла замуж за пасынка.
После 11 лет брака Дейзи осталась одна. В 1922 году ею были опубликованы мемуары, которые стали бестселлером в Соединенном Королевстве, Америке, Германии, в континентальной Европе.
Дейзи, княгиня Плесс, умерла в 1943 году в относительной бедности в Вальденбурге, сегодня Walbrzych, Польша.

Подробнее с фото здесь.

Мы погуляли по улицам городка.

Вот в этом магазинчике прикупили вкуснючую выпечку и поехали дальше.

Залипье (польск. Zalipie)

Эта живописная деревня находится на юге Польши. А уникальна она тем, что жители деревушки превратили её в буйство красок и невообразимо красочных узоров.

Традиция расписывать дома как внутри, так и снаружи, а также все, что под руку попадётся, причудливыми цветами и орнаментами здесь существует уже больше века.

Расписные дома здесь сохранились не в качестве экспонатов. Деревенские жители живут в них и продолжают многолетнюю традицию, щедро декорируя дома и хозяйственные постройки.

Точно неизвестно, как зародилась традиция украшения домов. Существует версия, что первоначально женщины пытались закрашивать пятна сажи на стенах. Разукрашивали и саму беленую печь. Зола, глина, известь, кирпич - из этих незатейливых материалов изготавливали краски, рисовали преимущественно цветы. Сейчас рисунки приобрели исключительно декоративное значение, поскольку пятен от сажи на кухне у современной хозяйки уже не найдешь. Рисунки залипских мастериц стали более сложными и изощренными.

В Залипье работает "Дом Художниц". В нем открыт класс обучения технике залипского рисунка, проходят встречи с представителями польских и зарубежных художественных школ.

Возле одного из домов нас позвала к себе хозяйка, показала своё творчество, разрешила фотографировать. В доме разукрашено всё, что можно. Предлагала попить чай, купить некоторые поделки.

Рисунки не только в доме. Украшены сараи, заборы, колодцы, ведра, бочки даже собачьи будки.

Вот такая несерьёзная пожарка.

В костёле, кстати, тоже всё разукрашено, но там шла служба и я не стала щелкать фотоаппаратом.

С 1948 года в Залипье проходит ежегодный праздник «Малевана хата». Местные художницы соревнуются в своих умениях, как правило, мастерицам удается создавать все новые и новые цветочные композиции, а также дорисовывать те, что были созданы в прошлые годы.

Залипье, наверное, мало кто знает, потому здесь сохраняется атмосфера деревенской тишины и спокойствия. Больше фото можно найти в разных сайтах.

Крыжтопор (пол. Krzyztopor, Krzysztopor)

По дороге решили посетить Замок Крыжтопор. Это оказалась очень величественная и огромная руина.

Название замка переводится как «крест» и «топор» (от польск. Krzyz, topor ).

Он был построен в первой половине XVII века (в 1627—1644 годах) согласно проекту одаренного итальянского архитектора - Лоренцо Санеса.

Базовая конструкция была основана на чертеже дворца кардинала Александра Фарнезе, расположенном в итальянской деревне Капрароле. Вот отыскала фото, можно сравнить план Крыжтопора

с планом дворца Фарнезе

Может быть замок был таким...

Крыжтопор соединял в себе как крепостно-оборонительные функции, так и дворцовые. Четыре бышни замка олецетворяют собой четыре времени года, 52 зала соответствуют количеству недель, 12 бальных зала (столько, сколько месяцев в году), а 365 окон - количеству дней в году. Замок имеет достаточно внушительные размер, его площадь занимает - 1.3 гектара, периметр крепостных стен - 700 метров.

Для оборонительных целей замок был возведен на скалистом холме, что делало невозможным для врага осуществить подкоп. Крыжтопор был обставлен со всеми удобствами, которые редко видели в 17-м веке, например, здесь были системы вентиляции и отопления, а также уникальные гидротехнические сооружения, которые снабжали все помещения пресной водой. По некоторым историческим данным, потолок в одной из столовых представлял собой аквариум с экзотическими рыбами. Кроме того, система грузовых лифтов осуществляла доставку продуктов из кладовых на верхних этажах.

Строительство его было начато Сандомирским воеводой Кшиштофом Оссолинским на территории подаренной ему отцом деревни Уязд. И стоило хозяину невероятную по тем временам сумму 30 млн польских злотых. Но не успев насладиться готовым результатом, Кшиштоф внезапно скончался.

Замок получил в наследство сын - Бодуин Оссолинский. Но и он скончался в 1649 году, не оставив прямых потомков. Дворец перешел к родственнику из семьи Калиновских.

Вскоре, в 1655 году, замок был захвачен и разграблен шведской армией, позже разрушения продолжили солдаты Российской Империи и с тех пор (со второй половины XVIII века замок находится в том состоянии, в каком его можно увидеть сейчас - внутренней отделки не сохранилось, но 90% всех стен остались со времен постройки. К тому же новые разрушения замок претерпел ещё и в годы второй мировой войны.

Реставрацию замка начинали несколько раз, но останавливались из-за недостатка финансирования. В настоящее время продолжаются работы по подведению всего комплекса под крышу.

Но как по мне, то я не стала бы его восстанавливать. Руины сами по себе очень впечатляющее зрелище, а воссоздать первоначальный вид вряд ли удастся, нет ни плана, ни чертежей, ни фотографий. И стоит ли потом чем попало заполнять интерьеры. Достаточно просто поддерживать то, что есть.

Заплатив 10 злотых за билетик можно гулять по территории замка где угодно, лазить куда угодно, спускаться в подвалы, подниматься на башни. Одним словом, получить массу удовольствия.

Сайт замка.

Радзынь-Подляский (польск. Radzyn Podlaski)

Напоследок решили посетить еще дворец Потоцких в городке Радзынь-Подляски.

Маршрут наш проходил по каким-то просёлочным дорогам, где интересно было рассматривать, казалось бы совсем неизвестные миру деревеньки, но в которых было чистенько и уютненько. Главной достопримечательностью этого провинциального городка является дворец магната Потоцкого, построенный в 1750-58 годах, изображение которого украшает монету номиналом 2 злотых 1999 года.

Сам городок очень маленький, хотя довольно древний. Уже в 1456 г. город имел замок, называемый укреплением, являющийся резиденцией старост. В 1540 г. очередной староста, Николай Мнишек, преобразовал средневековое укрепление в скромную, но уже современную усадьбу.

Благодаря Мнишкам в городе был построен новый костел Святой Троицы в стиле люблинского ренессанса. Строительство было завершено в 1641 году. В каплице Матери Божьей Розария, самой старой части костела, находится архитектурное надгробие высокого класса из красного мрамора с лежащими фигурами Николая и Софии Мнишков.

С 80-х годов XVII в. наступил новый период развития благодаря усилиям нового владельца Станислава Антония Щуки, секретаря короля Яна III Собесского. Из сохранившихся описей Радзыня известно, что в 1742 г. в городе проживало 659 жителей, из которых большинство были евреями, которые занимались ремеслом и торговлей. Щука, опираясь на проект архитектора Августина Лоччи, расстроил замок-дворец в стиле барокко, a также сделал укрепления города с востока и севера. Сохранились в теперешнем городе следы бастионных укреплений, но мы их не видели.

После его смерти Станислава, в 1710 г., имение унаследовала его внучка Марианна Контская. Она вышла замуж за Евстахия Потоцкого, который в своё время поднялся по карьерной лестнице, став одним из самых богатых людей в Польше. Потратив большие деньги, Евстахий в 1750–1761 годы преобразовал дворец в одну из крупнейших магнатских резиденций на территории Королевства.

Автором этой трансформации был известный варшавский архитектор Якуб Фонтана. По своему богатому убранству дворец Потоцких составлял достойную конкуренцию дворцу Браницких в Белостоке - «Подлясскому Версалю» о котором я упоминала в самом начале отзыва. Он должен был поражать своей роскошью.

Дворец действительно был шикарным, читала описание на польском языке, там было много скульптур, красивые оконные проёмы, входные арки, украшены цветочными мотивами, барельефы, пилястры, колонны, мансарды, лестницы с ажурными железными перилами. Вокруг парк, сад, оранжерея, красивые аллеи, рвы залитые водой, мостики, и всё это с декоративными элементами барокко. Если бы сейчас довести до ума, было бы прекраснейшее место, а так малость запущено. Сегодня в помещениях дворца располагаются различные учреждения.

Марианна и Евстахий умерли в феврале 1768 г. Их два сына - Игнаций и Станислав Костка - вошли в историю как создатели Конституции 3 Мая, просветители, играющие важную роль в общественной жизни.

Позже радзыньское имение перешло во владение Анны Сапеги рода Замойских и князей Чарторыских. С 1818 г. во дворце находилась начальная школа и жилье для учителя. В эту школу ходили дети из Радзыня и окрестностей, а содержалась она за счет имения.

Последний владелец Радзыня, в 1920 г. передал дворец в распоряжения Государственного казначейства. Здесь сначала находился приют для инвалидов войны, затем резиденция администрации и жилье. Во время Второй мировой войны в городе было уничтожено 157 зданий, в том числе старый дворец Потоцких, от которого, после отступления немцев, остались только стены и часть скульптурного декора. Его восстановление было начато только в 1950 г., а в пользование он передан в 60-е годы XX в.

На службе у Потоцких находился Феликс Липиньски - известный дирижер (род. 1765 г.). В радзыньском дворце родился и учился его сын Кароль (1790-1861), в дальнейшем известный виртуоз-скрипач. Его память увековечивает памятник, стоящий возле западного крыла дворца.

В 1818 году Кароль Липинский предпринял путешествие в Италию с единственной целью услышать игру великого Никколо Паганини. «Из Польши приехал некий Липинский только для того, чтобы слушать мою игру. Этот человек обожает меня и всюду следует за мной. Он решил не возвращаться на родину до тех пор, пока не поработает несколько лет в моём жанре, и никакого другого профессора скрипки слушать не хочет». Между обоими артистами скоро установились дружеские отношения. Они часто встречались, играли дуэты для скрипок, а когда репертуар был исчерпан, переходили к импровизациям. Липинский дал в Пьяченце концерт, в котором исполнил с Паганини дуэт для скрипок. В этом совместном выступлении не было и тени соперничества, напротив, Паганини стремился способствовать успеху своего коллеги. Когда его спросили, кто, по его мнению, первый в мире скрипач, он ответил: «Не знаю, кто первый. Но второй - несомненно, Липинский».

Наше путешествие закончилось. Маловато конечно, и жаль, что не удалось в этом году побывать там, куда мы планировали поехать. Но любая поездка даёт заряд энергии, новые знания и незабываемые впечатления. А путешествия потеряли бы половину своей прелести, если бы о них нельзя было бы рассказывать.:-)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

← Показать боковое меню

error: Информация и материалы на данном сайте защищены авторским правом и не могут быть копированы, использованы или воспроизведены какой-либо третьей стороной без нашего письменного разрешения. Вы можете быть привлечены к ответственности за нарушение авторских и иных интеллектуальных прав.